Обзор M.Zuiko Digital ED 14-150/4-5.6 II — часть 3 — Боке, хроматические аберрации

Боке

Светосила объектива M.Zuiko Digital ED 14-150/4.0-5.6 не особенно высока, так что если основной объект (и плоскость фокусировки вместе с ним) располагается в нескольких метрах от камеры, то размытие фона получится несильным. Например, снимок в шапке этой страницы сделан на фокусном расстоянии 90 мм (180 экв.м) с диафрагмой F/5.5.

В то же время, объектив обеспечивает достаточно небольшую минимальную дистанцию фокусировки (а с учетом фокусного расстояния до 300 экв.мм её можно с полным правом назвать очень небольшой) – 30-50 см. Такое соотношение параметров (фокусное расстояние 300 экв.мм и дистанция 50 см до объекта) способны сильно размывать фон и придавать снимку глубину даже даже при сильно прикрытой диафрагме.

Для примера – два снимка, сделанных при f=300 экв.мм. Это велосипеды, стоящие в ряд на велопарковке.

M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4-5.6 II - test shot
f=300 экв.мм, F/5.6
M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4-5.6 II - test shot
f=300 экв.мм, F/11

Более четко оценить характер размытия в зоне нерезкости можно на вечерних снимках с яркими источниками света. Фокусировка выполнена на относительно близко расположенном (метр-полтора) объекте, фигурке клоуна.

Сначала берем f=60 мм (120 экв.мм).

M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4-5.6 II - test shot - bokeh

Выделенный рамкой фрагмент далее приведен крупно. Здесь попиксельный масштаб 1:2 (или 50%, то есть кроп уменьшен вдвое):

M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4-5.6 II - test shot - bokeh

На следующей картинке в анимированном виде показаны все значения диафрагмы (фрагменты вышеприведенных снимков).

M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4-5.6 II - test shot - bokeh animated

Если изображение остается неподвижным – включите воспроизведение GIF-анимации в вашем браузере и/или перезагрузите страницу

Далее все то же посмотрим при фокусном расстоянии f=135 мм (270 экв.мм). Точка съемки та же, что и была, а фигурка клоуна отставлена примерно вдвое дальше.

M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4-5.6 II - test shot - bokeh

Выделенный голубой рамкой фрагмент – в попиксельном масштабе 1:2 (или 50%, кроп уменьшен вдвое):

M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4-5.6 II - test shot - bokeh

Анимированное совмещение разных значений диафрагмы:

M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4-5.6 II - test shot - bokeh

Следующий кадр демонстрирует определенную ситуацию  – телеположение объектива (f=270 экв.мм) и широко раскрытая диафрагма F/5.6. При этом световые пятна в углах кадра слегка подрезаются с краев. На иллюстрации полный кадр (не кроп, как выше), по клику откроется увеличенный масштаб (1600x1200px).

M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4-5.6 II - test shot - bokeh
f=270 экв.мм, F/5.6

Если сфокусироваться на близком объекте (на снимке я просто подкрутил фокус вручную на минимум), то размытие фона получается впечатляюще сильным. Это по-прежнему полный кадр:

M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4-5.6 II - test shot - bokeh

В общем случае, ожидать сильного и красивого размытия фона на снимках, сделанных объективом M.Zuiko Digital 14-150 II, не стоит – хотя бы потому, что вы вряд ли будете часто и много снимать им 10-сантиметровые фигурки с расстояния в полметра. Все же в первую очередь это универсальный объектив «для путешествий», и большинство сюжетов будут другими.

Тем не менее, формируемое объективом боке имеет хорошую структуру. Я намеренно манипулировал настройками зума и фокуса, чтобы получить неудачное боке – вот самый худший вариант, которого мне удалось добиться:

f=180 экв.мм, F/22

Здесь круги тяготеют по форме к правильным семиугольника (по количеству лепестков диафрагмы), а заполнение имеет не вполне однородную структуру. Однако и то, и другое, выражено не сильно и кадр не испортит (конечно, при условии, что у него будет интересный сюжет и основной объект). Напоминаю, что это худший вариант, которого мне удалось добиться. В большинстве же случаев кружки размытия достаточно ровные – и по форме, и по заполнению.

Виньетирование и хроматические аберрации

Сколь-нибудь существенных дефектов изображения – будь то виньетирование, хроматические аберрации или дисторсии – я на снимках с объективом M.Zuiko Digital ED 14-150/4-5.6 II не обнаружил. Вероятно, в той или иной степени они исправлются программно, в том числе и на уровне RAW-файлов. Однако я считаю, что для нас важен результат, а не средства, которыми он достигнут. А результат как раз отличный.

Содержание обзора:

1. Введение, конструкция, характеристики
2. Общее впечатление, автофокус
3. Боке, хроматические аберрации
4. Резкость и разрешение
5. Примеры снимков
6. Выводы

Оставьте комментарий

Обзоры фототехники, фотосъемка и видео в СПб